Виктория Абрамченко: Написала колонку для RTVi о том, как проходил основной этап приёмной кампании в колледжи и как российское профобразование находит путь к молодежной аудитории, преодолевая все препятствия 90-х
Написала колонку для RTVi о том, как проходил основной этап приёмной кампании в колледжи и как российское профобразование находит путь к молодежной аудитории, преодолевая все препятствия 90-х.
По предварительным данным абитуриенты подали более 1,7 миллиона заявлений, при выпуске из 9-х классов около 1,66 млн человек, что немного больше, чем в 2024 году. Около 1,5 миллиона поступающих подали документычерез портал Госуслуг. Остальные 12% предпочли традиционный способ подачи заявлений лично.
Результаты этой кампании демонстрируют значительные изменения в образовательных предпочтениях молодежи. Наблюдается устойчивый рост интереса к среднему профессиональному образованию, что подтверждается высоким конкурсом на бюджетные места и увеличением числа заявлений. В этом году в некоторых регионах интерес к среднему профессиональному образованию проявили и десятиклассники.
По прогнозам Минтруда, ежегодно на рынок труда необходимо привлекать около 2,2 миллионов человек. Также выпускников вузов должно стать меньше, а колледжей больше. Это позволит удовлетворить спрос на квалифицированных специалистов. Сейчас структура выпуска примерно 50 на 50: чуть больше ребят получают высшее образование, хотя оптимальное соотношение предполагает уменьшение этой доли до 30%.
Документы в колледжи подавали не только вчерашние школьники, но и выпускники прошлых лет. Это положительный тренд: ранее из тех, кто не продолжил обучение после 9-го класса, 63% шли на курсы, 28% сразу начинали работать.
Статистика этого года подтверждает растущий интерес молодежи к колледжам как к альтернативе университетскому образованию почти 74% всех выпускников. Получить востребованную профессию можно всего за три года, что ненамного дольше, чем учеба в 10-м и 11-м классах. И потом поступить в вуз без сдачи ЕГЭ на ту же специальность.
Многие ребята подавали заявления сразу в два или три колледжа. Возможность подать заявления сразу в несколько образовательных организаций и на различные специальности появилась в этом году, что значительно расширило выбор. Через Госуслуги можно сразу оформить и договор на целевое обучение 29 тыс. человек воспользовались этой возможностью (пока меньше процента). Среди основных работодателей почти 40% составляют медицинские организации.
Несмотря на то что государство выделило почти 835 тысяч бюджетных мест в колледжах, конкуренция за них была очень высокой до 15 человек на место. Продление приемной кампании до ноября позволит всем желающим воспользоваться шансом получить бесплатное образован. Но пока такое решение принято только в столице.
Высокий конкурс на бюджетные места и средний балл аттестатов говорят о серьезном повышении уровня подготовки поступающих. Если 45 лет назад средний балл был около 3, то сейчас он уже 4, а по некоторым направлениям достигает 4,9.
Большинство абитуриентов выбрали учебные заведения в городах. Желающих учиться в сельской местности заметно меньше.
Рост числа заявлений в колледжи это не просто статистика. Практическая направленность и реальные перспективы трудоустройства привлекают всё больше абитуриентов.
Похоже, предрассудки в отношении среднего профессионального образования уходят в прошлое. Мы возвращаемся к той модели, когда труд рабочего человека это почетно и достойно. В 90-х был перекос, когда диплом о высшем образовании казался пропуском в жизнь.
Возможно, скоро у девятиклассников появится еще один повод выбрать техникум вместо десятого класса. Уже есть три пилотных региона Москва, Санкт-Петербург и Липецкая область, где школьники могут сдать только русский язык и математику для получения аттестата. Те, кто хочет продолжить обучение в школе, сдают еще два предмета на выбор.
Следующий год должен стать годом прорыва: регионам, Правительству и Минпросвещения необходимо увеличивать финансирование и расширять бюджетные квоты на действительно нужные экономике специальности.
Как проходил прием в региональные учреждения СПО >>