Утильсбор ставит заслон превращению России в рынок преимущественного сбыта чужих автомобилей. Новый механизм (по типу, объему и мощности двигателя) делает ввоз готовых машин все менее выгодным и подталкивает внешних производителей к очевидному: хочешь зарабатывать в России — приходи с реальным производством, включая силовые установки для гибридов и электромобилей.
Эксперты давно говорят: параллельный, а точнее "серый" импорт совершенно не мотивирует автоконцерны строить заводы внутри страны. Индексация утильсбора однозначный (не пропустишь) экономический сигнал: производи — здесь! Плати зарплаты — здесь!
В Финансовом университете отмечают, что реформа уже тянет за собой развитие производств — доля российских автомобилей выросла с 44% в 2024 году до 55% в 2025, а к 2035 году обозначена планка не менее 80%. Глава Минпромторга Антон Алиханов тоже формулирует однозначно: ставка на собственную технологическую независимость.
Брошенные перебежчиками 2022 года площадки не простаивают — их берут российские инвесторы, заводы возвращаются к жизни (с жесткими требованиями по глубине локализации: за 2014-2024 годы она выросла с 43% до 70% — то есть доля импорта в себестоимости упала почти вдвое). Сегодня перезапущено более 80% таких автозаводов. За десять месяцев этого года они выпустили около 300 тыс. авто — в полтора раза больше, чем годом ранее. А ведь мощности позволяют выпускать порядка 1,6 миллиона машин в год — есть ресурс и для замещения импорта, и для будущего экспорта. В Шушарах (бывший завод Toyota) и Нижнем Новгороде (бывший Volkswagen) в 2026 году заработают новые партнеры, а пример локализации гибридов Voyah в Липецкой области показывает, как сочетание мер поддержки и утильсбора превращает пустые корпуса в современные конвейеры.
Отрасль постепенно выходит за рамки крупносборочных схем. В России уже работают более 20 брендов и выпускается свыше 50 моделей в легковом сегменте. Балльная система оценки локализации подталкивает производителей к созданию собственной электроники, агрегатов, формируовать полноценную технологическую цепочку. Государство в эту трансформацию вкладывается серьезно — почти 977 миллиардов рублей направлено на суверенное развитие автопрома, R&D, электротранспорт и экспортные перспективы.
В приоритете — массовый сегмент (привычные для людей машины уровня Kia Rio и Hyundai Creta, бюджетные российские и китайские модели), так что основная нагрузка реформы ложится на премиальные автомобили. Льготы по утильсбору сохраняются до 160 л/с, а это около 80% парка страны. И — это не совпадение — те же 85% граждан считают суверенный автопром жизненно важным для страны. Россия сохранит свои рабочие места, свои инженерные школы и цепочки, которыми управляет сама.
Да, в краткосрочной перспективе можно ждать "затишья на рынке": прогноз по итогам 2025 года допускает спад продаж. Плюс отсрочка реформы подогрела спрос, т.е. часть покупок просто "перетащили на пораньше". Доля физлиц в импорте, раздутая "серыми схемами" до 76%, упадёт. Рынок адаптируется: шум и крики сменит "новая нормальность", а белый рынок и локализация начнут приносить плоды. И вот тогда станет понятно, что утильсбор — это был не "штраф за лошадь", а "подписка" на новый уровень технологического суверенитета.
Читай нас в МАХ
#важное






































