В 2025 году российский автопарк столкнулся с новыми вызовами. Уход европейских автопроизводителей, сокращение локального производства и резкий рост цен на машины привели к идее обновления автопарка. Однако за благими намерениями скрывается вмешательство в имущественные права владельцев автомобилей старше 30 лет.
Коэффициенты ОСАГО и их влияние на автовладельцев
Одним из первых шагов к «скрытой утилизации» стало внедрение новых коэффициентов для ОСАГО, привязанных к возрасту автомобилей. Идея обосновывается заботой о безопасности: чем старше машина, тем выше риск поломки и аварий. На практике, однако, фактическое состояние автомобилей для страховщиков не важно. Даже если владельцы ухаживают за своими старинными моделями, они всё равно могут столкнуться с увеличением стоимости полиса на 15–20 тысяч рублей в год. Для автомобиля стоимостью менее 100 тысяч рублей это становится настоящей катастрофой.
Финансовое давление на владельцев старых автомобилей
Вместо прямого запрета использования старых машин государство применяет более изящный подход: экономическое давление. Странным образом, формально никто не запрещает старые автомобили, но стоимость владения ими растёт до таких пределов, что эксплуатация становится в буквальном смысле бессмысленной.
Прошлые инициативы, которые предлагали обязательную утилизацию автомобилей старше 30 лет, вызвали широкий общественный резонанс и были отменены. Теперь же власти применяют более «мягкий подход», прибегая к ОСАГО. Это приводит к тому, что старые машины становятся экономическим бременем, и владельцы вынуждены выбирать между утилизацией и дорогими полисами.
Социальные и экономические последствия
Согласно данным, в России насчитывается около 2,5 миллионов автомобилей старше 30 лет. Это примерно 4% от общего числа автомобилей в стране. Большинство таких машин эксплуатируются в небольших городах и населённых пунктах, где старый автомобиль является единственным способом передвижения, чтобы добраться до ключевых мест — больниц, школ или рынков.
При введении новых правил ОСАГО основной удар придётся на наиболее уязвимые группы населения — пенсионеров и рабочие семьи. В то время как в Европе подобные инициативы сопровождаются компенсациями, в России старые автомобили просто становятся дополнительной нагрузкой на бюджет. Страховые компании, напротив, обеспечивают себе рост прибыли, а государство получает дополнительные поступления от продаж новых автомобилей.