Никольское стеклоделие: искусство, которому доверяли вожди

Никольское стеклоделие: искусство, которому доверяли вожди

Во второй половине XX века никольское стеклоделие достигло невероятных высот. В этом небольшом городе работали настоящие мастера, некоторые из которых обладали высшим художественным образованием, а другие стали виртуозами своего дела благодаря многолетнему кропотливому труду. Это время отмечается расцветом стекольного промысла, ставшего неотъемлемой частью русской культуры, пишет Дзен-канал "ПензаСМИ".

Золотая эпоха никольского стекла

Период с 1960-х по 1980-е годы можно назвать золотым в истории завода «Красный гигант». Продукция предприятия росла в объемах, и количество сотрудников увеличивалось. Завод не только вышел на новый уровень, полностью перенастроившись на производство хрусталя, но и стал лидером в этой области. Прессованные изделия начали превышать по количеству традиционные стеклянные.

Заказы для первых лиц государства

По данным бывшего технолога Александра Жулева, в те годы никольское предприятие осуществляло поставки продукции в 47 стран. Однако существенные объемы производимой посуды не могли соперничать с военными заказами, которые занимали значительную долю работы завода. В 1968 году была открыта Экспериментально-художественная мастерская, где мастера создавали уникальные подарки для первых лиц государства и работали над серийными образцами.

Мастера, такие как Георгий Новиков и Федор Паниканов, сталкивались с вызовами, но их работы отличались высоким художественным уровнем. Новиков, например, стал известен благодаря своей уникальной технике "муаровая лента", а Паниканов разработал многослойные сервизы, которые привлекали внимание не только в России, но и за рубежом.

Творческие династии и современные тенденции

На закладке творческих связей сыграл ключевую роль "Дом творчества", созданный в 1974 году. Это место стало убежищем для художников, где они могли черпать вдохновение среди природы. Охотно принимал в свою команду художник Анатолий Шведов, который стал не только мастером стеклоделия, но и талантливым живописцем.

В его работах прослеживается философский подход к красоте и природы, что продолжается до сих пор.

Два других значимых имени, Николай Прилепкин и Елена Дубская, появились в 1980-е годы и внесли свежие идеи в местное искусство, предлагая нестандартные решения, которые можно было увидеть в музеях и выставочных залах.

Никольское стеклоделие продолжает страстно творить и вдохновлять. Обширная коллекция уникальных изделий хранится не только в музее, но и в сердцах тех, кто знаком с богатой историей этого оригинального промысла.

Источник: ПензаСМИ

Лента новостей