В 2025 году правительство России представило законопроект, способный существенно изменить жизнь миллионов предпринимателей в стране. Речь идет о пересмотре патентной системы налогообложения, планируемом на 2026 год. Если изменения вступят в силу, под льготный режим перестанут подпадать целые отрасли, а установленный лимит по годовым доходам значительно снизится. Официальные лица заявляют, что это необходимо для упорядочивания налогообложения, однако эксперты предупреждают о росте затрат для бизнеса.
Кто окажется вне льгот?
Новые изменения оставят без патента предпринимателей, занимающихся стационарной торговлей и грузоперевозками, что затронет огромные сегменты, традиционно использующие ПСН благодаря его простоте. Особенно пострадают владельцы магазинов и небольших транспортных компаний, которым придется перейти на упрощенную систему налогообложения (УСН). Это значит, что вместо упрощенного ведения бухгалтерии им предстоит заниматься отчетами и налоговыми декларациями, что станет тяжелым бременем для многих малых предпринимателей.
Радикальное снижение лимита дохода
Одним из самых значительных новшеств станет резкое сокращение максимального годового дохода для ведения бизнеса под льготным режимом — с 60 миллионов рублей до всего 10 миллионов. Это нововведение устранит льгодный статус у множества динамично развивающихся малых предприятий. По оценкам экспертов, именно в этой области находится большинство компаний, использующих упрощенные системы налогообложения. Изменение ставит малый бизнес перед риском перехода на общую налоговую систему, что неминуемо приведет к увеличению цен для конечных потребителей.
Скрытые ограничения и новые реалии
Хотя официальной причиной реформ является пополнение бюджета, многие аналитики предполагают, что цель глубже. Так, налоговые органы стремятся создать эффективную систему контроля денежных потоков, и малый бизнес под патентом долго оставался вне ее поля зрения. Переход значительного числа малых предприятий на НДС позволит налоговикам отследить их финансовые операции, что может послужить причиной повышения прозрачности в экономике.
В сфере грузоперевозок система патентов изначально не была универсальной: она оказывалась полезной для компаний с предсказуемым объемом работ. Большинство же перевозчиков, работающих по договоренности, сталкиваются с рисками, связанными с непредсказуемыми объемами грузов. В то же время, изменения благоприятны для крупных маркетплейсов, стремящихся к стандартам прозрачных налоговых схем.