В России всерьез задумались над ужесточением мер против налоговых «офшоров», которые возникают, когда компании безосновательно «перепрыгивают» в регионы с низкими налоговыми ставками. Законодательные инициативы уже нашли путь в Госдуму, где обсуждаются поправки в Налоговый кодекс, направленные на ограничение возможностей регионов устанавливать пониженные ставки.
Что стоит за понятием налоговой миграции
На данный момент в России имеется два основных вида налоговых ставок по упрощенной системе налогообложения (УСН): 6% для «доходов» и 15% для «доходов минус расходы». Однако регионы могут снижать эти ставки, устанавливая льготы для различных категорий налогоплательщиков. Например, в регионах с наименьшими налоговыми ставками 1% действуют в Московской области, Санкт-Петербурге и других богатых регионах, что привлекает внимание предпринимателей.
Основной целью таких пониженных ставок является поддержка малого бизнеса, однако на практике это приводит к так называемой налоговой миграции. Предприниматели перемещают свои компании в более выгодные регионы, при этом на самом деле не ведут там реальной хозяйственной деятельности. Наиболее распространенными направлениями для «миграции» остаются Чечня, Калмыкия, Удмуртия и Санкт-Петербург.
Что может измениться в налоговом законодательстве?
Федеральные власти могут ограничить те отрасли, для которых регионы смогут предлагать налоговые льготы. Эксперты считают, что такая практика может коснуться только определенных приоритетных секторов экономики, таких как производство и транспорт. В свою очередь, торговля и грузоперевозки могут быть исключены из числа получателей льготных ставок.
- Существует вероятность формирования двух списков для льготных условий: один сExcluded ОКВЭД, где льготы не применяются, и другой с классами экономики, которые их получают.
Как налоговая служба следит за перемещениями бизнеса
Процесс реальной пере регистрации бизнеса в другой регион может занять больше месяца. В ходе этого процесса сотрудники ФНС тщательно проверяют все обстоятельства, связанные с «мигрантом». Наиболее важным критерием является наличие у бизнеса в новом регионе сотрудников, партнёров и расходов.
В случае подозрений налоговая служба может взыскать недоимки за налоговые льготы. При осуществлении выездной проверки служба может проанализировать деятельность за последние три года, что обернется значительными финансовыми последствиями для неплательщиков. Таким образом, попытка «сэкономить» может обернуться значительными затратами и создавать дополнительные сложности для бизнеса.































