В условиях снижения доходов от нефти и газа российская экономика вынуждена искать альтернативные пути пополнения бюджета. Если в 2013 году более 50% государственных поступлений приходилось на нефтяные и газовые доходы, то в 2025 году этот показатель прогнозируется на уровне всего 27%. В стремлении компенсировать дефицит государство рассчитывает на приличную сумму: около 260 миллиардов рублей в виде различных сборов и штрафов.
Сборы против налогов: что предпочитают чиновники?
Симпатия к финансовым взысканиям у чиновников объясняется простотой и эффектом немедленного результата. В отличие от налогов, которые подвержены влиянию общей экономической ситуации, сборы и штрафы обеспечивают поступления вне зависимости от текущих экономических реалий. Рост налогов не всегда является залогом увеличения бюджетных поступлений: если экономика замедляется, снижается и налоговая база, что в конечном итоге приводит к сокращению их сбора. В 2025 году прогнозы роста ВВП от Минэкономразвития оказались весьма скромными — всего 1%. Эксперты Центра макроэкономического анализа отмечают резкое снижение объемов производства в обрабатывающих секторах, достигшее 5,4% за первые восемь месяцев текущего года.
Тарифы, пошлины и штрафы: что стоит за ростом других платежей?
Ситуация с налогами подстегнула власти к внедрению новых финансовых механизмов. Таким образом, на протяжении последних нескольких лет параллельно с повышением налоговых ставок возрастали и другие платежи, напрямую не зависящие от состояния экономики. В частности, это касается тарифов, пошлин и различных сборов. Эти меры направлены на создание стабильного источника доходов для бюджета, который не был бы подвержен влиянию внешних факторов. Сегодня сборы и штрафы становятся не просто инструментом финансового регулирования, но и важным компонентом всей экономической стратегии страны.
Альтернативные источники дохода: ключевые аспекты
Основными факторами, способствующими увеличению доходов от сборов и штрафов, можно выделить:
В результате сборы и штрафы становятся важнейшими механиками для формирования бюджетной политики, что подчеркивает изменяющийся взгляд на ресурсы для пополнения государственной казны.



























