Ситуация, затрагивающая раздел недвижимости между супругами, вновь подтверждает, как сложны могут быть рамки закона. Один из недавних дел выглядит особенно запутанным: мужчина купил квартиру до брака, но оформил право собственности лишь после свадьбы, что стало причиной горячих споров в суде, сообщает Дзен-канал "Юрист объясняет | Евгений Фурин".
Что произошло?
История начинается с Гражданина Б., который проживал со своей возлюбленной с 2007 года, но официально зарегистрировал брак только в 2016 году. Их отношения продлились полтора года, пока пара не приняла решение о разводе.
Стоит отметить, что всего за 9 дней до свадьбы мужчина оформил ипотеку на квартиру, однако право собственности было зарегистрировано уже после их бракосочетания. Интересно, что часть задолженности по ипотеке погашалась именно в период совместной жизни.
После развода экс-супруга решила, что ей полагается доля в квартире, ссылаясь на тот факт, что жилье было приобретено в период фактического совместного проживания. Она утверждала, что большая часть средств для оплаты долга была взята из общего бюджета.
Решения судов
Первый суд отказал женщине, указав, что сделка заключалась до официальной регистрации брака, и, следовательно, квартира считается личной собственностью мужчины. При этом сумма, выплачиваемая по ипотеке, в основном исходила из личных средств Б., а не из общего семейного бюджета.
Не смирившись с этим, экс-супруга подала апелляцию. Во втором суде обнаружили, что, поскольку право собственности было оформлено после свадьбы, квартира должна считаться совместно нажитым имуществом. Суд учёл, что выплаты по ипотеке также производились в период брака, и в итоге пришел к выводу, что женщине полагается половина квартиры.
Верховный суд и окончательный вердикт
С позицией апелляции согласилась кассация, однако Гражданин Б. продолжил борьбу и обратился в Верховный суд, который внес ясность в дело. Судебные органы подчеркивают, что для признания имущества совместно нажитым важный аспект заключается в моменте его приобретения, а это произошло до брака, что документально подтверждено актом приема-передачи квартиры.
Верховный суд также напомнил, что регистрация права собственности — это не момент приобретения, а лишь подтверждение факта. Все выплаты по ипотеке выполнялись преимущественно из личных средств Гражданина Б., что также говорит о том, что квартира не может считаться совместно нажитым имуществом.
В результате решения апелляционного и кассационного судов были отменены, и было оставлено в силе решение первой инстанции, вынесенное в пользу Гражданина Б.































